Церковный орнамент

Церковный орнамент. Вышивка

«Азъ есъм лоза истинная», и души праведных

Икона Поклонение кресту на пасхальный наличник на мощи Киево-Печерских святых Прорись Бориса Ивановича

Поклонение кресту на пасхальный наличник на мощи Киево-Печерских святых. Прорись Бориса Чурилова

Реально изображённые растительность и животные – суть страждущей Вселенной.

Как мы красиво не нарисуем букет или пейзаж – всё это приходящее и уходящее, т.е. временное. Изображённое поколение трав дерев умрёт, сменится другим, лес станет пустыней, роскошные джунгли ледником, растаявший ледник освободит место для новых, других насельников земли. Здесь ничто не вечно, а значит смертно, и значит страждет.
Различие годового круга Церковной службы и жизни мира и социума в продолжении календарного года радикально противоположное реализации материальной.
В натуралистичности, в жизни мира хаос. Высокий порядок и смысл удерживают этот хаос, оформляют его и сообщают ему смысл.

Язык литургии – высокий язык, вслед за ним всё им понуждается превзойти самоё себя, явить своё духовное содержание и смысл.
В литургии реализуется и жизнь будущего века, преображённой твари Вселенной.
Значит, как в будущем веке (слога апостола «нет ни мужа, ни жены»), так несть ни тополя, ни крапивы. Поэтому реалистичность в орнаменте преображается, становится знаками, символами, – символами Евангелистов, символами Сил Небесных, птицы, символизирующие души, символы райского сада.
Реально человек не способен вообразить формы Того Мира, но лишь духовно, знаково, условно, символично.

Нижняя пелена на надгробие прп Феодосия Киево-Печерского

Нижняя пелена на надгробие прп Феодосия Киево-Печерского

Оббивка на раки Киево-Печерских святых фрагмент 1

Оббивка на раки Киево-Печерских святых фрагмент 1

Оббивка на раки Киево-Печерских святых фрагмент 2

Оббивка на раки Киево-Печерских святых фрагмент 2

Крест – искупление
Птица – душа
Зверь – тварь
Побеги – жизнь
Растительный орнамент – райские кущи.
Плетения, неимеющие ни начала, ни конца – вечность
Виноград с гроздьями и листьями – символ Церкви и Евхаристии
Монастырь – символ Рая.
Монастырский сад – символ райских кущей.
Монах, священник – гроздья исполненные благодатью.
Реализацией служения они изливают в мир благословение, освящение, благодать.
Архиерей, иерей – литургисающие, – есть образ Спасителя, сослужащие дьяконы , хоры – Силы Небесные и ангелы.

Плащаница Спасителя малая

Плащаница Спасителя малая

Евангелисты в своих повествованиях явили нам Иисуса Христа учащего, распятого, воскресшего, объединяющего Собой Церковь Небесную и Земную.

Алтарь – Рай, преисполненный цветением, красотой сейчас осуществляющегося Будущего Века. Поэтому и храм, и алтарь, и священнические облачения, и литургическая утварь, ткани – всё должно цвести, благоухать и славить Господа, быть ежедневным праздником для глаза, для уха, для сознания, для души, для духа.

Борис Чурилов. 2007 год по РХ. Харьков

 

Борис Чурилов работал над церковными орнаментами и эскизами, по ним мастерская православной вышивки “Неувядаемый цвет” исполнила множество удивительных работ.

Сейчас они украшают мощи святых в Киево – Печерской Лавре, Свято-Пантелеимоновском монастыре на Афоне, Церковь Николая Чудотворца в Бари…

Пелена на мощи Пафнутия Борровского

Пелена на мощи Пафнутия Борровского

Воздух на Стопочку Почаевской Божией Матери

Воздух на Стопочку Почаевской Божией Матери

Пелена на престол Богородичная

Пелена на престол Богородичная

Аналойник красный - узкий

Аналойник красный – узкий

Аналойник белый

Аналойник белый

Аналойник постовой

Аналойник постовой

Пелена на престол постовая

Пелена на престол постовая

Пелена на престол

Пелена на престол